Я начал писать этот пост до публикации Интернет-мажера (которую он, увы, удалил), и решил все же довести начатое до ума. К тому же, многим наверняка было лень читать столько букв. Я постараюсь пробежаться только по фактам.

Почему

Ребята из моего окружения завязали с сайтами потому что:

  • старые сайты начали потихоньку умирать. В среднем срок жизни контента на инфосайте (если написать и забыть) — 3 года, дальше статья начинает терять трафик. Есть ниши, где этот показатель еще меньше, но вечных тем нет. И уж тем более на пенсию на сайтах будет очень сложно заработать. Сайты требуют внимания;
  • срок окупаемости новых сайтов от 3 лет до бесконечности. Поменялись правила игры и наработанные схемы перестали гарантировать результат. Поисковики стали чуть умнее, а изменения — чаще. Приспособиться смог не каждый, а кто-то просто не захотел;
  • на горизонте замаячили новые темы. Та же крипта, куда подались многие «золотокопатели», но куда приведет из эта «лихорадка» нам еще предстоит узнать в обозримом будущем;
  • выгорание. Работа частенько поджигает жопу, — новые фильтры, эксперименты ПС, изменение условий монетизации и т.д… Если не смириться с тем, что время от времени нужно приспосабливаться к новым условиям уровень стресса просто сожрет.

Отсюда делаю простой вывод — легкие деньги в сайтах закончились. Теперь тут работать надо, при чем не только головой, но и руками.

Куда

Да кто куда, если на чистоту, но варианта на самом деле 3 — завод, смежные темы, новые направления:

  • сервисы;
  • youtube (те же статейники только в видео);
  • телеграм, социальные сети (те же статейники, только в другом оформлении, регулярном постинге и несколькими особенностями);
  • фриланс;
  • на работу (клиентское seo, программирование, pm);
  • арбитраж (спортивный, классический);
  • крипта;
  • трейдинг.

Не так уж и много направлений, большая часть из них это компетенции полученные в сайтах.

Что делать

Если есть сайты, что приносят доход, не вижу смысла куда-то уходить. Да, подход изменился, но он меняется регулярно:

  • в 2012 году было актуально делать крупные проекты;
  • в 2015 году уже нужно было делать более нишевые сайты;
  • в 2017 году снова крупные сайты и даже все обо всем отлично заходило;
  • в 2020 году тренд снова сместился в сторону узких и даже сверхузких ниш, привет МС.

Зачем уходить и терять годами наработанные компетенции? Не проще ли просто адаптироваться к новой реальности, да, придется напрячься, признать, что ты больше не гуру, и необходимо снова учиться новому.

Повышается порог входа, а значит нужно вкладывать больше денег, либо больше времени, и если выбираете время, то озаботьтесь, чтобы вы делали либо то, что нравится, либо то, что стоит дороже всего.

Искать правильное окружение. Сейчас с этим трудно, и, уверен, со временем будет только хуже. Делиться информацией открыто и безвозмездно, показывать свои проекты — себе дороже. Я вижу выход только в небольших закрытых сообществах, где есть постоянная вовлеченная аудитория реальных практиков.

Что работает:

  • лидогенерация, сайты в аренду, — это узконишевые, региональные сайты под коммерцию;
  • узкие и средние сайты, которые максимально закрывают нишу;
  • событийные и сайты под новые темы, о том, чего мало, либо вообще нет информации в РУнете;
  • бурж, при чем не англоязычные сайты, а другие языки, в которых либо нет, либо минимальная конкуренция;
  • постоянное развитие одного или нескольких проектов. Я уже давно заметил тенденцию, если проектом заниматься, улучшать его технически, добавлять новый, востребованный контент, создавать добавочную ценность, то рост не заставит себя долго ждать, и наоборот, если проект забросить на 1-2 года, то чтобы его реанимировать потребуется минимум 6, а то и 12 месяцев регулярной и всесторонней работы.

Чего не делать

Пунктов не так много, но все же их стоит обязательно учитывать:

  1. Не делать сайты все обо всем.
  2. Обходить стороной медицинские, околомедицинские, юридические и финансовые ниши, если не понимания, как обходить YMYL.
  3. Забыть про конвейерный подход с кучей низкопробного контента без какой-то добавочной ценности.
  4. Не покупать говносайты сделанные по старым технологиям, даже если они показывают положительную динамику.
  5. Не брать в работу большой пул проектов, адекватно развивать больше 3-5 проектов просто невозможно.

Если резюмировать, то все просто — люби то, чем занимаешься, только так можно развиваться в рамках сферы деятельности и преодолевать трудности, которые будут в любом случае возникать. А если дело не любишь, то малейшая трудность может подкосить и выбить из колеи.